•   Карта сайтаНаписать письмо
  •                                                           +7 (499)397-77-17
  •                                                          +7 (925)435-77-78
  •  
  •   
 

АНО "Благотворительный центр психологической реабилитации тяжелобольных пациентов ОПОРА"

  (обучение онкопсихологов)



Программа дополнительного профессионального образования
«Подготовка психологов по психологической реабилитации

  онкопациентов и их родственников (онкопсихология)»


 

 

Требования к слушателям

Для кого
• для специалистов с высшим психологическим образованием, работающим с людьми с онкологическими заболеваниями (18+), а также с их родственниками и близкими людьми,
• для специалистов в области онкопсихологии,
• для тех, кто находится рядом с больными онкологией, в том числе и с теми, кто проходит период реабилитации,
• программа актуальна для специалистов, которые работают в области психологии и сталкиваются с вопросами необходимости понимания инструментария оказания психологической помощи и поддержки людей, столкнувшихся с онкозаболеваниями (в период получения диагноза, прохождения лечения, состоянии ремиссии), а также их родственников и их близких.

ПРОГРАММА КУРСА 

Вводная часть.

1. Трудности, с которыми может столкнуться онкопсихолог.
2. «Зоны компетенции» в работе онкопсихолога.
3. Личный опыт, проживание, личная терапия специалиста.
4. Проект ОПОРА Опыт работы.

Часть I. Что онкопсихологу необходимо знать о раке.

1. Рак. Определение и симптоматика.
2. Онкология. Мифы и факты о болезни.
3. Статистика – упрямая вещь.
4. Основные причины рака.
5. Диагностика и профилактика.
6. Нетипичные советы.
7. Современные подходы к лечению рака.
8. Химиотерапия. Основные цели.
9. Важные СОВРЕМЕННЫЕ рекомендации тем, кто проходит химиотерапию.
10. Рак и иммунная система.

Часть II. РАК и психология. 
1. Стрессы и онкология. Есть ли связь. Гимнастика "Ключ" (Хасан Алиев).    
2. Психосоциаотные теории рака.
3. С – тип личности («раковая личность»).
4.Психологическая устойчивость. Внешние и внутренние ресурсы.

Часть III. Правила консультирования онкопациентов.   
1. Встреча-знакомство (установление контакта с онкопациентом в очной консультации и посредством скайпа).
2. Построение беседы. Проективная методика «Мой Герб».
3. Этапы консультирования онкобольного.
4. Условия для успешной кризисной помощи.
5. Основные правила кризисной помощи.
6. Принятие индивидуального мира клиента.
7. Эмпатия онкопсихолога и виды слушания во время консультирования.
8. Как оценить результаты работы онкопсихолога.

Часть IV. Метод ДПДГ – как эффективный способ справиться с негативными эмоциями онкобольного.
1. История метода.
2. Суть метода.
3. Механизм работы.
4. Техника ДПДГ.
5. Протоколы.
6. Авторская техника «Корзина ресурсов».

Часть V. Отношение пациента к болезни.   
1. Надо ли бороться с болезнью.
2. 4 типа сомнений больного.
3. Упражнение: «Клубок исцеляющих воспоминаний».
4. «Преимущества болезни» и как с ними работать.
5. Авторская техника с МАК «История болезни».
6. Право на эмоции.
7. Техника «Лестница эмоций».
8. Диагностика и коррекция психоэмоционального состояния (работа с травмой, гореванием, обидами).
9. Упражнения:
- «Механизмы горевания";
- «Мои обиды";
- «Дневник чувств»;
- «Мои мечты»;
- «Письмо Смерти» ( авторская)
10. Двенадцать типов отношения больного к болезни.
11. Четыре формы переработки болезни.
12. Упражнение «Ломтики счастья».

Часть VI. Построение системы ценностей у больного и наполнение его ресурсами.
1. Построение системы ценностей и выстраивание общения в социуме.
2. Авторская проективная методика - упражнение «Дерево ценностей».
3. Авторская проективная методика - упражнение «Страхи - Возможности».
4. Авторская техника с МАК «Инженер ресурсов».
5. Авторская техника с МАК «Пирамида потребностей».
6. Авторская техника с МАК «Кто я».   
Часть VII. Работа с родственниками онкопациентов. 
1. Роль родственников в выздоровлении онкобольных.
2. Что больной ожидает от близких.
3. Психологическая помощь родственникам при утрате.
4. Как проявляется горе.
5. Три этапа понимания утраты.
6. Техника с МАК «Завершение отношений».

Часть VIII. Сопровождение онкопсихологом умирающего. 
1. Психологические особенности умирающего человека.
2. Основополагающий принцип паллиативной медицины.
3. Техника с МАК при работе со страхом смерти «Моя вера».
4. Фазы психологических реакций умирающего.
5. Паллиативная помощь.

Часть IX. Психотерапевтические методики при психологической реабилитации онкобольных. 
1.Клиническая сказкотерапия. 7 матриц исцеляющих сказок.
2.Эриксоновский гипноз (визуализация; медитация; лечебные и ресурсные трансы).
3.Мандалотерапия. Авторская техника "Осознание".
4.Терапия "Цветы Баха".
5.Возможности музыкотерапии и цветотерапии для обретения душевного равновесия.

Подведение итогов. 

Длительность обучения - 3 дня  - 36 ак.ч. ( с учетом самостоятельной работы)

Стоимость - 20 000 тыс.руб

Стоимость онлайн обучения - 12 500 руб.

По окончании обучения выдается Свидетельство от АНО ДПО «Международный центр «Профессионал» . ( Свидетельство о Госрегистрации № 1195000005958 )

ВНИМАНИЕ! Стоимость выездных 3-х дневных семинаров 2-х спикеров  - 80 .000 руб. ( проживание и дорога за счёт организаторов). 


  







______________________________________________         






 Программа психологической реабилитации онкопациентов
"Смыслоориентированная логотерапия в
работе с онкопациентами"


(Разработано Элизабет Лукас (Вена, Австрия),апробировала на практике в российских условиях Лященко Наталья ( специально для проекта ОПОРА)

Цель работы:

1. Снижение тревожности и дисстресса
2. Повышение качества жизни
3. На поздних стадиях приоритет индивидуальной терапии или идет по тройкам!
Если что - то одно невозможно, значит возможно что - то другое!
4. При индивидуальной терапии уменьшается отсев больных, можно довести терапию до конца.
5. Эта краткосрочная терапия из 8 сессий. Такая форма позволяет проводить как очно, так и дистанционно. 

Для родственников групповая работа проводится отдельно.

Задача работы:  обучение концепции смысла жизни.

В процессе работы происходит объяснение, что смысл есть у всех, но отсутствие возникает не в связи с физическим недугом, а с тем, что онкопациент перестал его видеть, как солнца из за туч!

 Положения при групповой работе с онкопациентами:

1. Верить в смысл! Он есть всегда - на уровне веры.
2. Выполнение экспериментальных упражнений и задач
3. Ведение групповых дискуссий, как обнажение всех вопрос, которые в пику.
4. Выявление острых вопросов и нахождение ресурсов для их снятия и проживания.

Дискуссии в терапии и оппонентские выступления, как способ колебания точки зрения - очень важны, так как это станет предметом того, как работать дальше. Это важно для обретения ресурса,свободы, отвественности и  связи со смыслом бытия.

Основные принципы в отношениях в группе:

1. Теплота;
2. Эмпатия;
3. Безусловное уважение;
4. Баланс позитивного и негативного;
5. Акцент на том, что работает из собранного банка ресурсов.
6. Онкопациенту нет смысла сравниваться с кем-то, только с самим собой. Это подвиг и значение конкретного онкопациента!

Групповой формат смыслоориентированной терапии длится 8 недель, одна встреча от 1,5 до 2 часов.
В ходе встречи используются дидактические материалы, используются упражнения, связанные со смыслом. Суть этих встреч - поддержать в пациенте ощущение смысла и цели, который есть всегда, несмотря на изменившуюся жизнь и ее новое восприятие.

Примеры вопросов – тем, которые могут обсуждаться и составлять программу встреч:

1. «Что у тебя уже есть в наличии?» - то, что Франкл называл "твой амбар"
Семья, родные, близкие, знакомые, достижения – все это не оканчивается со смертью онкопациента.
Это ценности, которые есть и останутся всегда.

2. «Что ты можешь делать из того, что ты не делаешь?».
Задача - обратить внимание на вопрос - есть ли то, что не делает онкопациент, а делать бы мог?

3. Что есть еще из ресурсов?
Составить список, за кого и за что отвечает онкопациент?
(не только из людей, а всего того что находится в сфере его ответственности, что без его участия сложится плохо или не состоится!)

4. Лист надежд на будущее.
Если мы без сомнения будем думать о будущем, то это обязательно может состояться, оно в обязательном порядке будет присутствовать!
Важно находить источники из прошлого: любой эпизод из жизни пациента, какие источники были, когда он опирался там, а сейчас тебе это помогает ( это всегда внутренний ресурс), не забыл ли ты про этот ресурс!
Можем ли мы хотя бы эти 2 часа опираться на этот найденный ресурс, прямо «здесь-и-теперь»? Есть ли у тебя желания по другому прожить эти два часа?...

5. Да, вы смертны, как и каждый из людей!
Да, Вы может быть смертны быстрее чем многие другие!
И тем более важно наполнить этот короткий промежуток времени хорошими возможностями и надеждами!

Что может затруднять работу и открывать сопротивление онкопациента (с этим работает терапевт и онкопациент):

1. Отрицательные установки.

Определять явно выраженные установки которые блокирует и сковывают, ограничивают онкопациента!
Терапевт должен их фиксировать, так как они мешают!
Это и сила привычки.
Осознавать свои автоматические мысли, чтобы не проскакивать их!

Одна из сильных отрицательных установок, связанная со свойственным онкопациентам страхом обузы!
Вместе с терапевтом онкопациент занимается рефреймингом – осознает баланс между брать или получать: узнать об этом и про другого, и про себя.
Уход за онкопациентом - это не только уход, но еще что то!
Часто окнопациент дает семье больше, чем семья ему!
Составляем список надежды
Список дел
Список того, что не потеряно онкопациентом для себя и семьи!

Необходимо определенное и иногда даже жесткое развенчание и разубеждение отрицательных установок.
Онкопациент практически всегда задается вопросом – «За что?». Да, любая болезнь это несправедливость!
Да, насморк и онкология разняться, но это всегда несправедливо, так как это нарушает привычный ход жизни, но это и новая возможность!
И тогда эта несправедливость с большим вопросом???
И тогда к болезни, как к шансу, можно отнестись с благодарностью!

2. Онкопациент зачастую становится телесно поврежденным, видит себя уродливым.
Да, он поврежден, да у него могут быть дополнительные приспособления! Да у него нарушена схема тела!
Произведения Пикассо - это искусство или уродство; «Черный квадрат» Малевича - тоже!
Жизнь - это кубизм, но это шедевр!
Это зависит от человека, что он видит или на что опирается!

Задача терапевта показать текущую роль онкопациенту именно сейчас, пока еще у него нет восстановления, пока он преодолевает свое заболевание!
Терапевт не передает смысл, он просвещает, показывает возможности, разворачивает то к одному то к другому!

Виктор Франкл говорил, что в некоторых случаях мы можем предлагать смысл онкопациенту! Пример, что важнее: грудь как красивое тело, или живая мама для троих маленьких детей!
Потеря груди как потеря достоинства человечества?
Только ли в груди достоинство человека?
В чем достоинство?
Переживания достоинства, когда может ли онкопациент что - то дать, когда он «поврежден», когда тело его повреждено?!

3. Отказ от осуществления разных дел.
Упражнение на гипотетические дела во времени
Не планировать на когда – нибудь или на потом, важно заложить конкретный план на эту неделю.
Это не значит, что терапевт не верит, что онкопациент не проживете 2 неделю, но важно делать конкретные дела!
Что можно успеть?
Какие онкопациент может построить планы на конкретный промежуток времени?

Темы работ 8 сессий

1. Понятия источники смысла жизни
2. Онкологическое заболевание и смысл
3. Наследие прошлого ( жизнь как наследие предков)
4. Наследие как настоящее будущее
5. Отношения как источник смысла (преодоление жизненных трудностей)
6. Творчество как источник смысла, вовлеченность в процесс поиска смысла
7. Переживание как источник смысла
8. Переход, надежда на будущее.

Первая сессия: знакомство и озвучиваются задачи присутствия и жизни в группе с другими онкопациентами.

Упражнение: вспомнить ситуацию, когда он был наполнен смыслом и рассказать об этом!
Упражнение: обсуждение вопросов самоидентификации - ответ на вопрос кто я ?
Обратить внимание, на сколько есть осознание присутствия окнозаболевания; как оно повлияло на идентификацию на самоощущение, есть ли не затронутые болезнью стороны?
Как правило, на вопрос «Кто Я?», люди описывают телосложение, профессию, характер.
Можно им предложить больше: я человек, который....
(особенно хорошо для выявления отрицательных установок)
Может быть с тем, что хорошо знакомая история может быть продолжена по - другому
Или незнакомая история может быть законченной.

Представить и авторских финал!
И важно рассмотреть установки пациента!

Хорошо делать письменно! (как домашнее задание)
И выяснять тех, у кого сюжет схожий!
Выяснять разность вариантов!

Это всегда диалог «Я и болезнь!».
Как заболевание повлияло на наиболее важные аспекты вашей жизни!
Есть ли то, на что не повлияло?
Есть ли то, на что повлияло в наименьшей степени?

Вторая сессия: жизнь как наследие предков

Традиции семьи, воспоминания, то что пришло из прошлого.
Часто воспоминания негативного онкопациенты вспоминают по -другому!
Они перерасли это прошлое, прошли!
То что сейчас нет, то что печаль, но не доступно сейчас!

Печаль наш союзник - здесь сохраняется тепло, смысл, любовь!
Отчаяние, печаль ведут к потери смысла: здесь нет смысла!
Без смысла онкопациент теряет личностную активность, он сдается, уходит в пассив!

Важно: сравнить физиологические реакции - шока, как отсутствие запроса жизни к человеку.
Так, как к онкопациенту сейчас обращаться нельзя!!!! Нужен запрос на жизнь.
Важно делать все, чтобы вернуть человека к жизни, несмотря на заболевание!

Новый взгляд на нечто привычное и существующее, снятие вины с близких людей, как правило с родителей. Что со мной стало благодаря им?!

Третья сессия: Воспоминание, как рос человек, который сейчас живет в онкологии.

Как повлияло на вас то, что произошло с Вами в жизни.
Упражнение: почему вас так назвали?
Как звали всех ваших дорогих, близких людей, откуда и почему так?

Четвертая сессия: наследие для настоящего и будущего.

Что создает онкопациент своей жизнью, в своей жизни,
Это я достижения, то что останется после нас и то что-то является источником смысла и гордости!
Упражнение( как мостик в будущее): что то происходило с онкопациентом можно и важно передать свои потомкам?
Чем он обогатил это семейное наследие? (это не материальные наследия, а личностные)

Пятая сессия: отношения.

Она про ограничения: самые большие ограничения - это смертность и конечность!
Ограничения : время рождения, пол, социальные условия, образование....
Мы ищем свой смысл перед лицом своей жизни. Ключевая идея Франкла - это наше решение КАК относится к собственному заболеваний - это обретение смысла и свободы!

Это очень важная сессия – обсуждается тема отношения к смертности и конечности жизни:
Обсуждение того, как хотели бы умереть?
Что значит хорошо умереть именно для Вас?
Чтобы они могли сделать чтобы подготовиться!
Где именно хотел бы умереть пациент?
Это говориться обычными словами!
Во что одеть!
Кто должен быть на похоронах?
Как похоронен?

Дезоксидация смерти. Разговор по деловому!
Это создает дистанцию, а с дистанцией он обретает свободу от страха, ужаса, мистики.
Это освобождает место для жизненных вещей. И в том числе для прощения.

Обсуждаются: как человеку кажется, что будут обсуждать знающие его люди.
Что они будут говорить о нем?
Представьте похороны.
Представьте, что они будут говорить между собой не публично, а тихо?
А кто через год - кто придет на вашу могилу?
А что вы можете сделать сейчас чтобы кто то пришел на вашу могилу?

Шестая сессия: творческие источники смысла.

Важно для практики обращать внимание на ответственность - это способность смотреть на факт своего существования и отвечать за то, какую сам себе создал жизнь.
Рассказать об обязанностях онкопациентов и перед чем он несет ответственность.
Здесь могут обнаружиться незавершенные дела!
Фокус внимания не на страдания, не столько на них, а на текущих задачах!

О страданиях речь идет тогда, когда нельзя снять боль: как физическую, так и душевную.
На западе страдают от факта заболевания! У нас зачастую страдают от невозможности снять физическую боль – жесткое законодательство.

Работают и установки. Традиция русских закалена в боли, превосходящая терпимость и страдания. «Это дано мне так как меня закалили и предки, и таковы мои условия!».

Многие бытовые вопросы заставляют быть человека более жизнестойким, так как родственники тоже стараются облегчить страдания других.
Своим примером умирания можно облегчить участь других.
Всем придется через это пройти. 

Социальное молчание и привело к тому, что происходит!
Важно говорить о своем страдании! Установка: «Нельзя - герои чести молчат!».

Термин: "правильно страдать"
Идеология - терпи молча! Если ты знаешь и осознаешь, зачем именно тебе терпеть молча!

Другой вариант шестой сессии: вовлеченность

Творческие подход к жизни - это смелость и самоотречение.
Давать задание каждому из группы: вспомнить момент своей жизни, когда он брал ситуацию в руки.
Когда проводил реализацию желания и желанием.
Какая разница между смелостью и отчаянной храбростью, что общего.

Найденный Я, а дальше... Зачем я себя нашел? Что я с этим делать буду?
Если я чувствую желание само выразиться быть разным, как я могу это осуществить!
В каждом примере ищется это что-то и это что-то очень индивидуальное!
Каким способом можно самодистанцироваться от своего заболевания, прожить обнаруженную ценность для других!

Мы ищем и помогаем онкопациенту найти и выбрать именно его вектор для самотрансценденции!

Значительное и ценное не в собственных глазах: «Скажи что бы тебе казала жизнь, в ответ на твой поступок, на твое желание???».

Упражнение: как бы жизнь сложилась, если бы тебя в ней не было?
Удалось ли человеку то, что было ему важно - это про его творчество ( хобби...)

Упражнение:
Каждый день делать одно
Второй день делать этого в два раза больше
Третий день в три раза больше

Выявлять очень подробную конкретику.  Она очень важна.
Невозможности всегда очень наносные и всегда реализуемы здесь и сейчас.

И тогда важно находить пути воплощения для этого найденного ценного!

Это еще и перенос фокуса внимания.
И всегда легкий экзистенциальный шок, хороший как удивление и любознательность, что заложено в нас, и это хочется переживать снова, что есть в логотерапии!

С каждым словом терапевт выясняет- как онкопациенту от того, что он мне важен.
Терапевт вытягивает его за пределы его самого.
И он не может гарантировать, что завтра повториться как сегодня.
А вдруг завтра или через месяц жизнь будет его ждать на свидание, а он не идет?


Еще вариант шестой сессия:
Упражнение: ответственность за то угодно, даже за цветок на окне!

Упражнение: какие незавершенные дела есть?
Каким образом это можно сделать?
И думая о том, как завершить одно дела - появляются и другие незавершенные дела!!

Сессия седьмая: переживания как источник смысла. Любовь, красота, юмор!

Упражнение:
1. Вспомнить ситуации жизни когда онкопациент чувствовал, что он живой через красоту жизни!
- Что у человека есть стремление, желание, интенция сама по себе?
- Есть точки приложения этих понятий. Какие?
Здесь важно не только то что он переживает любовь, а как через это он чувствует себя живым?
Обладает он этой способностью жить?
Отношения как способ присоединения к жизни?
Идет смещение цели красоты как цели, на красоту как способ, как это и есть жизнь.

Онкобольные имеют отличную чувствительность, 
поэтому есть возможность ощутить то, что через красоту он становится красотой и жизнью!

Восьмая сессия: обратная связь от результатов и тем, которые обсуждались и проживались в группе и при самостоятельной работе.

1. Что дал каждому опыт участия в этой группе?
2. Изменило ли участие в группе к боли и страданию?
3. Как кажется каждому участнику группы, будут ли развиваться и поддерживать их активизированные внутренние процессы во время терапии онкологии? Если «да», то за счет чего. Если «нет» - чего недостаточно оказалось?
4. Каковы их надежды на будущее?

Упражнение: проговариваются новые источники смысла?
Как это можно применить в своей повседневной жизни и как это можно использовать для других? Как и очень конкретно?
Что будет дальше, как апофеоз надежды?

Смысл жизни обретается любым активным действием даже если оно выражено пассивно.
Группа хороша тем, что это разное вместилище смыслов.

Сложности:
1. Не все доходят до 8 сессии, уровень отсева 50 процентов!
2. Жесткий больничный режим (процедуры...)